Обострение социально-экономической ситуации в стране, изменение института семьи, деформация морально-нравственных установок и ухудшение здоровья наносит огромный ущерб прежде всего на молодое поколение, что приводит к росту числа детей группы риска. Дети "группы риска"- относятся к такой категории, которая, в силу каких-либо обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Понятие «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. В словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» понимается ка возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход. Ребенок «группы риска»- это ребенок, который в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержен негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, подвержен риску: потери жизни, здоровья, нормальных условий жизнедеятельности.
Здоровая личность по А. Маслоу,- это самоактуализирующаяся личность, отличительными чертами которой являются: более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному; принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятия такого поведения со стороны другого, спонтанность проявлений, простота и естественность, деловая направленность; склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению к другим событиям, автономия и независимость от окружения, устойчивость к фрустрациям; свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном; чувство общности с другими людьми, готовность учится у других; устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла, ориентированность на цели; «философское» чувство юмора: отношение с юмором к жизни и самому себе, но сочувствие ущербным или попавшим в беду; отсутствие склонности к бездумному бунтарству, критичное отношение к своей культуре.[1]
Понятие «дети группы риска» употребляется в социологической, психолого- педагогической, социально-педагогической литературе, в исследованиях, посвященных проблемам социальной работы. Однако, не смотря на всё это, оно до настоящего момента остается во многом неопределенным. Разнородность конкретных категорий, которые причисляются к группе риска и различия в их жизненной ситуации, в содержании и структуре факторов, влияющих на них, затрудняет формирование единого представления о сущности данного понятия.
Патологические проявления личности находятся в компетенции психоневрологов, психиатров и др. В компетенцию же педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявления, состояний, форм поведения здорового ребенка. Такие нарушения иногда называют факторами риска.
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения: сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника; неуменьшающаяся моторная расторможенность, которая сочетается с эй- форическим настроением, повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям; акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость, наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакции протеста, связанные со стойким нежеланием заниматься в школе.
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются: инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации; сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью; склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; отрицательное отношение к учебе; переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни; неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста; неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.[1] Поскольку категория «дети группы риска» имеет широкое значение, появилась необходимость ее дифференциации. В первую очередь обратимся к законодательной базе. Стоит отметить, что такого понятия, как «дети группы риска» там нет, вместо него используется понятие «дети в трудной жизненной ситуации»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации», в Статье 1. «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» предлагаются следующие критерии их дифференциации:
· «дети, оставшиеся без попечения родителей;
· дети-инвалиды;
· дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
· дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
· дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети-жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи» .
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии и педагогике к данной категории относят детей, которые испытывают трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также социализации в целом.
Обратимся к классификации Л.Я. Олиференко и Т.И. Шульга
Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:
· дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
· дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
· дети из неблагополучных, асоциальных семей;
· дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-
· психологической помощи и поддержке.
· дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Рассмотрим последовательность социально-педагогической деятельности с младшими подростками «группы риска»:
1. В первую очередь специалисту необходимо выявить личностные проблемы ребенка, для этого проводится социальная паспортизация классов, школы, анализ отношений в семье. При формировании данных уточняются следующие позиции:
· каковы основания постановки на учет;
· какие структуры работают с подростком;
· какая работа проводится для разрешения проблемы;
· что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;
· нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены
2. Разрабатывается портрет зависимостей, цель которого – конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди обучающихся образовательной организации.
3. Проводится исследование информационных источников о подростках, склонных к зависимостям.
4. Разрабатывается схема организации контактов и консультирование с детьми и их законными представителями.
5. Разрабатывается программа профилактической или коррекционной работы.
Целесообразно выделить некоторое количество принципов, которые следует соблюдать в работе, с данной категорией детей:
Принцип целенаправленности педагогического процесса. Происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности.
Следующий принцип - целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассматривать как систему, т. е. как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой.
В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности.
Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в современном обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.