A A A
Цвет:C C C
Изображения Вкл. Выкл.

«Дети группы риска - актуальная проблема современного общества»

Обострение социально-экономической  ситуации в стране, изменение института семьи, деформация морально-нравственных установок и ухудшение здоровья наносит огромный ущерб прежде всего на молодое поколение, что приводит к росту числа детей группы риска. Дети "группы риска"- относятся к такой  категории, которая, в силу каких-либо обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Понятие «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. В словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» понимается ка возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.  Ребенок «группы риска»- это ребенок, который в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержен негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, подвержен риску: потери жизни, здоровья, нормальных условий жизнедеятельности. Здоровая  личность по А. Маслоу,- это самоактуализирующаяся личность,  отличительными чертами которой являются: более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному; принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятия такого поведения со стороны другого, спонтанность проявлений, простота и естественность, деловая направленность; склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению к другим событиям, автономия и независимость от окружения, устойчивость к фрустрациям; свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном; чувство общности с другими людьми, готовность учится у других; устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла, ориентированность на цели; «философское» чувство юмора: отношение с юмором к жизни и самому себе, но сочувствие ущербным или попавшим в беду; отсутствие склонности к бездумному бунтарству, критичное отношение к своей культуре.[1] Понятие «дети группы риска» употребляется в социологической, психолого- педагогической, социально-педагогической  литературе, в исследованиях, посвященных проблемам социальной работы. Однако, не смотря на всё это, оно до настоящего момента остается во многом неопределенным. Разнородность конкретных категорий, которые причисляются к группе риска и различия в их жизненной ситуации, в содержании и структуре факторов, влияющих на них, затрудняет формирование единого представления о сущности данного понятия. Патологические проявления личности находятся в компетенции психоневрологов, психиатров и др. В компетенцию же педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявления, состояний, форм поведения здорового ребенка. Такие нарушения иногда называют факторами риска.             В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения: сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника; неуменьшающаяся моторная расторможенность, которая сочетается с эй- форическим настроением, повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям; акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость, наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакции протеста, связанные со стойким нежеланием заниматься в школе.           Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются: инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации; сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью; склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; отрицательное отношение к учебе; переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни; неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста; неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.[1]  Поскольку категория «дети группы риска» имеет широкое значение, появилась необходимость ее дифференциации. В первую очередь обратимся к законодательной базе. Стоит отметить, что такого понятия, как «дети группы риска» там нет, вместо него используется понятие «дети в трудной жизненной ситуации» Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации», в Статье 1. «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» предлагаются следующие критерии их дифференциации: · «дети, оставшиеся без попечения родителей; · дети-инвалиды; · дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; · дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; · дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев; · дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; · дети-жертвы насилия; · дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; · дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; · дети, проживающие в малоимущих семьях; · дети с отклонениями в поведении; · дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи» . В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии и педагогике к данной категории относят детей, которые испытывают трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также социализации в целом. Обратимся к классификации Л.Я. Олиференко и Т.И. Шульга Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей: ·         дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; ·         дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; ·         дети из неблагополучных, асоциальных семей; ·         дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- ·         психологической помощи и поддержке. ·         дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.  Рассмотрим последовательность социально-педагогической деятельности с младшими подростками «группы риска»: 1. В первую очередь специалисту необходимо выявить личностные проблемы ребенка, для этого проводится социальная паспортизация классов, школы, анализ отношений в семье. При формировании данных уточняются следующие позиции: · каковы основания постановки на учет; · какие структуры работают с подростком; · какая работа проводится для разрешения проблемы; · что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы; · нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены 2. Разрабатывается портрет зависимостей, цель которого – конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди обучающихся образовательной организации. 3. Проводится исследование информационных источников о подростках, склонных к зависимостям. 4. Разрабатывается схема организации контактов и консультирование с детьми и их законными представителями. 5. Разрабатывается программа профилактической или коррекционной работы. Целесообразно выделить некоторое количество принципов, которые следует соблюдать в работе, с данной категорией детей: Принцип целенаправленности педагогического процесса. Происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности. Следующий принцип - целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассматривать как систему, т. е. как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в современном обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.

03.07.2024

Торжественная линейка в МБОУ СОШ 21

Последний звонок — веселый и грустный праздник одновременно. Время бежит неумолимо. Кажется, что совсем недавно нынешние выпускники робко и неуверенно вошли в первый класс. Тогда все было впереди: первая учительница, первый звонок, первое прочитанное слово, первые радости и огорчения. Но вот уже звенит последний звонок, и в прошлом остаются кляксы в тетрадях, дневники успеваемости, долгожданные звонки на перемены. Директор школы Гарегин Борисович выступил с речью пожелал выпускникам успеха в бидущем. Завуч школы зачитала главный на сегодняшний день документ – приказ о допуске к государственной итоговой аттестации, согласно которой все выпускники допущены к прохождению государственной итоговой аттестации. Алла Фёдоровна с особой теплотой охарактеризовала выпускников, как «успешных, талантливых, трудолюбивых людей. С важным событием вчерашних школьников поздравил всеми любимый,выдающийся певец осетинской эстрады Альберт Валиев. Теплые слова пожеланий и поздравлений также произнесла залуженный и почётный учитель республики Хабаева Римма Цараевна. Вся гамма отношений между педагогами и школьниками прозвучала в виде музыкальных номеров и стихотворений от первоклассников. Атмосфера праздника проникла в сердце каждого из присутствовавших и во всем чувствовалась неподдельная искренность ребят, педагогов и родителей по отношению друг к другу. Первоклассники пожелали выпускникам всегда хранить в себе частицу детства и не забывать родную школу. «Навигаторы детства» вместе с учащимися приняли участие в трогательной акции «Самолетик будущего», в рамках которой самые маленькие школьники дарят на память выпускникам бумажные самолетики с самыми добрыми словами и пожеланиями. Ребята продолжили эстафету, принятую первого сентября: именно тогда одиннадцатиклассники подарили малышам самолетики на память! Повзрослевшие, они стали по-настоящему ценить труд учителей. Осознавать, что, вкладывая в них свою душу, преподаватели даже не ждут благодарности, они надеются и верят, что каждый их ученик станет Человеком… Искренние и душевные слова, посвященные учителям, — благодарность за подаренное тепло и заботу. Прощальной песней завершился праздник выпускников. Звон колокольчика просигналил всем об итоге прожитых школьных лет и начале главных в их жизни шагов. Пусть они будут решительными и безошибочными!

25.05.2024

79-ая годовщина «Дня Победы»

Сколько стихов и песен посвящены Великой Отечественной войне. Где каждая строчка пропитана болью и гордостью за российский народ. В стенах Торгово-экономического колледжа состоялся литературно-музыкальный вечер ко Дню Победы. Здесь, в качестве организаторов, образовалась целая команда, это и сотрудники ресурсного центра, муниципальные координаторы и советники директоров по воспитанию. Знаменитая "Катюша", реквием "Помним" и, конечно, известная всем песня - День Победы. Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества- эту цель преследовали все причастные к вечеру. Звучали песни и стихотворения на родном- осетинском языке. Навигаторы, совместно с детьми, рассказывали о подвигах земляков, уроженцев Северной Осетии, чьи имена навсегда увековечены в истории Великой Отечественной войны.

08.05.2024
Контактные телефоны:
Директор:  +7(8672) 25-69-90
Зам. директора:  +7(8672) 41-11-94
Факс:  +7(8672) 25-69-90 
@mail: rsovladikavkaz21@list.ru 
Адрес:

362003, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Гадиева, 10